Левон писал(а):
Плюс наверняка потребуются обширные комментарии, что бы стала понятна суть произошедшего, на что тоже нужно время. Завтра покопаюсь.
В прынцыпе, детализация приведенных выше примеров не критична. Ситуации и так вполне понятны и обрисованы весьма узнаваемо.
Левон писал(а):
Неоткуда. И я не понимаю зачем вы заостряете на этом внимание.
Потому что боль
неизбежно наносит вред "пациенту" (ограничивает его дееспособность, свободу его действий, нарушает функциональные связи и т.д. и т.п.), а вот получение пользы в результате "операции" носит
вероятностный характер.
Левон писал(а):
Безусловно. Собственно только так это и работает.
Не думаю.
Исходя из вышуказанной вредоносности боли, "хирург", для сохранения своей дееспособности, не должен переживать боль "пациента" как свою собственную. "Хирург" может о ней
знать, но не должен ее
испытывать. Иначе, я не представляю, как хотя бы аппендикс удалить, если у хирурга руки от боли трясутся. Известны конечно, случаи аутоаппендэктомий, но никто же не практикует подобное "на потоке"
Это всё нарушает принцип равноправия сторон в дискуссии, ставит "хирурга" над "пациентом". Это и само по себе
неправильно, а кроме того, такая привычка к постоянной "позиции сверху" печальным образом деформирует и личность самого "хирурга".
Левон писал(а):
Ну а про установленные правила мы тоже уже начинали. Это приятные и полезные дополнения к личной ответственности и не более того. Как бы ни был совершенен закон, попытки распространить его на все и заменить формальным подходом совесть плохо кончаются.
Это верно. Но когда я упоминаю "правила", то с моей стороны речь не идет о неких "правилах, данных свыше", о каком-то варианте "авторитарной совести", о внешних ограничениях.
Наоборот, "правила" не должны никого ни в чем ограничивать против его воли. Правила, наоборот, должны создавать
возможности, дополнительные
возможности, максимум
возможностей. Речь, наоборот, идет о том, что каждый волен создавать свои правила, предлагать изменения в правила других, выбирать между одним вариантом правил и другим, присоединяясь к одним правилам, разделяя их, проявлять (развивать) одни аспекты своего бытия, в других правилах — другие аспекты... И так далее.
Левон писал(а):
Этическая дилема(любая) не имеет полного формального разрешения. Всегда разрешением является то что можно рассматривать как некий компромисс.
"Любая", "Всегда"... Имхо, избыточная категоричность.
Здесь, давайте, попробуем как раз на примерах.
В каком смысле "компромисс"? Так-то, да, любой практический выбор можно назвать компромиссом. Съесть плюшку или не съесть? Если съесть сейчас, то не будет уже возможности съесть потом. Если отложить на потом, то нельзя съесть сейчас. Вот, и приходится выбирать, искать "компромиссный" вариант.
Половину — сейчас, половину — потом.
Ну, да. Ну и что?
Далее: полез спасать тонущего человека, рискуя собой. Не полез бы, не было бы рисков. Здесь баланс (компромисс) между шансами спасти и шансами погибнуть самому.
Но отсюда никак не следует невозможность "полного формального разрешения". Всё же просто: если ценность спасаемого выше рисков для спасателя — спасаем. Нет — нет.
Причем такой выбор каждый делает сам, каждый раз самостоятельно. И вот это его право на
свободный нравственный выбор неоспоримо. Хоть формально, хоть неформально неоспоримо.